Категории
Самые читаемые
onlinekniga.com » Документальные книги » Публицистика » Революция Гайдара - Петр Авен

Революция Гайдара - Петр Авен

Читать онлайн Революция Гайдара - Петр Авен

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 107
Перейти на страницу:

А возьмите того же самого Чубайса. Как он жестко отстаивал свою позицию! Краснел, пот тек, казалось, что все, сейчас сдастся, а он никогда не отказывался от того, что говорил. Его переспорить было просто невозможно. У него находились всегда аргументы.

А. К.: Да, команда сильно отличалась от совминовской…

С. А.: Конечно. Чем меня и поражало это правительство, так это тем, что каждый знал, что надо делать… 33 года парню, а он все знает, что надо делать.

П. А.: Не 33 было. Гайдару — 35, мне — 36. Чубайсу тоже.

С. А.: Ну все равно. 35 лет…

П. А.: Мы были готовы, четко знали, что собираемся делать.

С. А.: Да, вы были готовы. И для меня, конечно же, вот этот год школы был важнее, чем предыдущие пять лет.

Единственно, с кем я был все время не согласен, — это с Титкиным. Его идеология была очень простая: все на фиг развалить, потом легче будет реформировать. А народ выбросить, да?.. Развалить государство, для того чтобы легче было его реформировать. Это та же самая идеология вытеснения республик из рублевой зоны, это та же была политика: «А нам по…, что будет с остальными республиками. Мы сами давайте спасемся». Вот с этим я не был согласен…

А. К.: Она была вынужденная. Всех не вытащить…

С. А.: А вообще у нас внутри ни с кем каких-либо конфликтов не было. Да, министр МПС отстаивал свою позицию: «Не реформировать».

А. К.: Фадеев?

С. А.: Он не дал реформировать МПС. Пожалуйста, депо, все остальное можете приватизировать, а дороги оставьте. Позиция Черномырдина — оставить все трубы в «Газпроме». И оставили. Гайдар не спорил ни с Черномырдиным, ни с Фадеевым. И с Булгаком практически не спорил, потому что Булгак сказал: «Я напишу сам свою идеологию, а вы тогда критикуйте». Он написал — и стычки там не стычки, при обсуждении были некие противоречия, — но все-таки приняли его концепцию в основном, на 80 или 85 %.

П. А.: Мы знали, что делать, и доверяли друг другу. И другим членам правительства, даже если они, как вы или Булгак, не были из нашей команды. Поэтому и не было интриг.

«Можно ли было сохранить Союз?»

А. К.: Экономическая модель, в которой существовал Советский Союз, себя изжила. Говорить, что необходимо было на рубеже 80–90-х годов заменить плановую модель на более рыночную, по-моему, неинтересно. Во всяком случае вся Восточная Европа и Китай пошли по этому пути. Вопрос такой: можно ли было сохранить Советский Союз?

С. А.: Я думаю, можно было, потому что идти на ломку союзного государства, не имея никакой альтернативы…

А. К.: Кто его сломал? Геращенко или Беловежская Пуща, Ельцин, Горбачев, Кравчук с Шушкевичем или СССР, как Воронья слободка, был подожжен сразу с нескольких концов?

Президент РФ Борис Ельцин и консультант президента РФ по вопросам экономической политики Егор Гайдар на митинге в Москве, 28.03.1993 г.

С. А.: Начнем так. XIX партконференция приняла решение о плюрализме, разрешила многопартийную систему. Страна была готова к этому или нет?

А. К.: Я был готов.

С. А.: Я со своей стороны могу сказать, что не была готова. Плюрализм мнений ввели, а централизованное управление одной партией оставили. Ну как это может быть? Значит, ЦК КПСС принимает все решения, все обязаны исполнять, но можно критиковать. Точно так сегодня. Это не многопартийность, если управляет одна партия.

А. К.: Знаете, в чем отличие сегодняшней однопартийной системы от той старой, советской? Тогда партию критиковали, и она на это реагировала. А сейчас партию критикуют, а она на это не реагирует.

Но вернемся к моему вопросу. Меня просто интересует технология. Вот если можно было сохранить Союз, то как можно было сохранить в нем прибалтов, например? Они же вплоть до вооруженного восстания готовы были идти. Значит, уже нельзя было сохранить.

С. А.: Я не говорю, что в изначальном виде можно было его весь сохранить. Что касается прибалтов, то при Рыжкове уже было совершенно понятно, что их удержать невозможно. И хотя он тактику поменял, и разговаривал с ними крайне любезно, и пытался решать все их вопросы…

А. К.: Все равно они все поуходили бы. Это были не экономические решения.

С. А.: Я подчеркиваю, что, когда я в Киеве последний раз собрал всех министров, прибалты-министры тоже приехали. И они все согласились, что нельзя разрывать хозяйственные связи. Да, конечно, они ушли, но у них не было наработано других связей. А другие республики хотели остаться. Они хотели кооперации, они не видели другого выхода…

П. А.: Мне кажется, мы обсудили все, что хотели. Может, еще раз о Гайдаре?

С. А.: Он был ни с кем не сравнимый человек, не то что экономисты — члены Российской академии наук. Он знал, что надо делать, а все остальные рассуждали.

П. А.: Да. И не боялись делать.

Егор Гайдар. Москва. 1993 г.

© Лев Мелихов/ Фонд Егора Гайдара

Президент РФ Борис Ельцин и консультант президента РФ по вопросам экономической политики Егор Гайдар на митинге в Москве, 28.03.1993 г.

© Игорь Михалев / РИА Новости

Последний снимок в кабинете премьера. Гайдар и его советники, декабрь 1992 г.

© Фонд Егора Гайдара

Егор Гайдар в кабинете Института экономических проблем переходного периода, 1993 г.

© Фонд Егора Гайдара

Сергей Филатов, Егор Гайдар, Руслан Хасбулатов, Борис Ельцин и Юрий Яров на съезде Верховного Совета народных депутатов в Кремле

© Валерий Киселев / Коммерсантъ

Первый заместитель председателя правительства России Егор Гайдар на заседании Верховного Совета России, март 1992 года

© Валерий Киселев / Коммерсантъ

Митинг в поддержку Бориса Ельцина. Москва, март 1993 г.

© Фонд Егора Гайдара

Митинг в поддержку Бориса Ельцина и Егора Гайдара. Москва, 90-е

© Архив ИТАР-ТАСС

Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар на пресс-конференции 19 марта 1997 г. в Центральном доме журналиста

© Александр Дряев / Коммерсантъ

Заместитель председателя правительства РФ Александр Шохин, 1992 г.

© Валерий Кузьмин / ИТАР-ТАСС

Борис Федоров, Анатолий Чубайс, Александр Шохин, Владимир Шумейко на IX внеочередном съезде народных депутатов России, 1993 г.

© Александр Сенцов / ИТАР-ТАСС

«Именно Бурбулис был отцом-основателем правительства реформ», 1992 г.

© Александр Чумичев / ИТАР-ТАСС

«Вышли все мы из науки»: Александр Шохин, академик Станислав Шаталин, Геннадий Бурбулис, Егор Гайдар, 1992 г.

© Фото из личного архива Александра Шохина.

Александр Шохин, Эдуард Днепров, Татьяна Шохина, Михаил Полторанин, Алексей Головков на даче в Архангельском

© Фото из личного архива Александра Шохина.

Егор Гайдар, Петр Авен, Александр Шохин на даче в Архангельском

© Фото из личного архива Александра Шохина.

Переговоры по внешнему долгу. Хорст Кёлер (в 1992 г. — замминистра финансов, а с 2004 по 2010 г. — президент Германии), Петр Авен, Александр Шохин и Борис Ельцин, 1992 г.

© Фото из личного архива Петра Авена

Министр внешнеэкономических связей РФ Петр Авен, 1992 г.

© Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Пресс-конференция первого вице-премьера Егора Гайдара, 1992 г.

© Александр Чумичев / ИТАР-ТАСС

Егор Гайдар и Андрей Нечаев, 01.12.1992 г.

© Александр Макаров / РИА Новости

Первый заместитель министра экономики и финансов РФ Андрей Нечаев, 1991 г.

© Валерий Черединцев / ИТАР-ТАСС

Председатель Государственного комитета России по управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс во время пресс-конференции в здании Дома правительства, посвященной приватизации

© Сергей Николаев / Коммерсантъ

1 ... 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 107
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно читать книгу Революция Гайдара - Петр Авен.
Комментарии